Евгений Голомолзин

Foto-travel.net

Чумная жизнь

Welcome!

Welcome!

Вы когда-нибудь жили в настоящем саамском чуме? Мне тоже не приходилось до посещения норвежской провинции Трёнделаг. На берегу озера Намсватн находится деревня Дэрга, где живут самые настоящие саммы. Разумеется, при них имеется оленье стадо численностью 2200 голов. В деревне постоянно проживает десять семей. Чумы для туристов стоят отдельно у самой воды в тихом живописном месте. Хозяевами туристской «чумной» деревеньки являются Хейди и Ларс Тумассон.

В Дэрга возникает ощущение, что переместился на «машине времени» на пару столетий назад. В деревне можно жить, сколько душа пожелает. Знакомиться с бытом, традициями и кухней. В общем, совершить полное погружение в «чумную» жизнь! Для горожанина это полное отключение от городской суеты.

Первое, что удивляет в саамской деревне – конструкция чума, который саамы называют вежа. Северные народы обычно используют для его обтяжки оленьи шкуры, а саамы покрывают дерном. Сначала в виде пирамиды устанавливают бревна и жерди длиной около 2,5 метров. Сверху кладут пласты дерна. Для прочности поверх дерна укладывают толстые березовые жерди. Получается конусообразная пирамида. Летом дерн порастает травой, и дом среди деревьев бывает заметить непросто. Важе может иметь прихожую, которую пристраивают к основному помещению.

Вежа и саамский амбар

Вежа и саамский амбар

С южной стороны устраивают вход, который закрывают шкурами или делают деревянную дверь. На пол бросают березовые ветки, которые покрывают оленьими шкурами. В центре вежа кладут камни под костер. В верхней части чума зияет огромная дыра для выхода дыма. В хорошую погоду через нее можно любоваться звездами. Для создания тяги в противоположной от двери стены устроено довольно большое отверстие. В жердях торчат гвозди, на которые можно повесить одежду. Над очагом свисает цепь с крюком для подвешивания котла. И все!

Возле вежа обычно красуется диковинное сооружение в виде бревенчатой избушки на высоких-высоких ножках. Это саамский амбар для хранения продуктов. Избушка на курьих ножках придает деревне прямо-таки сказочный облик. Кажется, вот-вот из ее дверей выпорхнет Баба-Яга на метле.

Хейди и Ларс Тумассон

Хейди и Ларс Тумассон

На берегу стоят скамейки, где можно медитировать, глядя на зеркальную гладь озера. Покой и тишина такие, что кажется оглох. Лишь легкое чириканье птиц возвращает в реальность. Рестораном служит вместительный деревянный шатер на берегу озера. Мебель весьма проста – длинные деревянные столы и лавки. Перед шатром устроен очаг и площадка для танцев и прочих развлечений. Только здесь, в период «чумной» жизни, можно попробовать настоящую саамскую кухню.

Саамы режут мясо ножами и едят руками. «Невозможно увидеть саама без ножа, — рассказывает Хейди. – Он всегда висит на поясе. Если я сниму нож, то чувствую себя голым». Вскоре предоставляется возможность убедиться, что есть удобнее по-саамски. На столе появляется дымящаяся кастрюля с тушеными кусками оленины, оленьим языком, морковью и картофелем. Куски мясо настолько крупные, что невольно приходится пользоваться ножом.

Кровяные котлетки

Кровяные котлетки

Потом подают кровяные котлетки, которые называют здесь «малегаму». Рецепт приготовления очень прост. Смешивают оленью кровь, воду, муку, добавляют специи и яйцо, лепят котлетки, и обжаривают их на открытом огне. Блюдо очень сытное, вкус специфический. Непривычно, но попробовать стоит. В зимнее время оленья кровь спасает от цинги. А еще приносят варенное вяленое мясо. Жуется непросто, зато в полевых условиях является полноценной заменой тушенки.

За ужином не обходиться без тостов. Разумеется, пьют аквавит. Хозяин поднимает рюмку и произносит замысловатую фразу на саамском. По-русски она звучит как «Давайте выпьем и будем здоровы!». В этом плане все люди — братья. У саамов есть и другой вариант: «Давайте выпьем, потому что пришло время». Разумно! Не требуется никаких обоснований и оправданий. Просто пришло время. А можно сказать еще проще: «Доскауэр!». Что означает: «Давайте выпьем!».

Феерическое пиршество завершается десертом, который называется «Крем троллей». Он представляет собой взбитый яичный белок с сахаром (гоголь-моголь по-нашему) с добавлением свежей брусники, которая растет прямо за стеной шатра. Хейди гостеприимно предлагает снюс – измельченный табак, который помещают между верхней губой и десном на длительное время. При этом человек получает кайф как от табака, но никотин при этом в организм не поступает. Гости вежливо отказываются – табак нынче не в моде. Кстати, местные мужчины считают, что саамские женщины должны уметь терпеть две вещи – снюс и небритую щетину мужа.

Романтический вечер в чуме

Романтический вечер в чуме

После ужина начинается романтическая часть вечера. Гости отправляются в чум, где рассаживаются на шкуры вокруг пылающего костра. Хозяин рассказывает о житье-бытье саммов. Оказывается, в веже царит абсолютная иерархия. Строго определено, где должен находиться хозяин и хозяйка, дети в зависимости от пола и возраста, дальние родственники и даже собака. Гости задают множество вопросов. Как утепляется жилище зимой, где учат детей, чем питаются, как развлекаются. Попадает ли снег в чум через дыру сверху, и что делать с поддувалом, чтобы ночью из него не дуло? Хейди неспешно дает ответы, а прощаясь перед сном, напоминает, что в деревне имеется помещение с цивилизованным туалетом и душем. Традиции традициями, а природу загрязнять негоже.

Ночь приходится в необычной обстановке. Спать приходится в спальных мешках на оленьих шкурах. Уютно потрескивают березовые дровишки в костре, распространяя вокруг живительное тепло. Удивительно, в помещение совершенно не чувствуется запах дыма. Тонкие шкуры обладают потрясающей теплоизоляцией – даже без спальника совершенно не ощущается холода от остывшей земли. Единственное неудобство – невозможно спать на одном месте. Шерсть настолько гладкая, что всю ночь катаешься по шкурам как по катку. Когда гаснет костер, из поддувала начинает вызывающе потягивать холодом. Может, дровишек подбросить? Однако, сон берет верх.

Саамский завтрак

Саамский завтрак

Утро выдалось необычайно тихим. Невозможно было понять, где кончается озеро и начинается небо. Хейди уже разжег очаг и деловито готовил завтрак. Вместо тарелок на столах красовались тонкие срезы березовых чурок. Весьма экологично — поел и грязную посуду в костер! На деревянную тарелку пришлось водрузить колбасу из оленины, копченое мясо, огурцы, помидоры, сладкий перец и отварное яйцо. А еще шикарный бутерброд со свежесоленой семгой. От такой роскоши закралась невольная мысль: «А не податься ли в оленеводы?»

Бутерброд со свежесоленой семгой

Бутерброд со свежесоленой семгой

Турфирма «NorLight Travel»
Тел. +47 913 74-177
mila@norlight-travel.no
www.norlight-travel.no

Автор благодарит компанию «NorLight Travel» и Совет по туризму Трёнделага за приглашение посетить Норвегию


Написано:

Размещено в Новости

Теги: , ,


комментария 2 к статье 'Чумная жизнь'

  1. Хотелось бы побывать в подомном месте. Очень люблю дикую природу, довольно часто выезжаю на природу без палатки и удобств, чтобы ощутить на себе всю суровость природы. Саамы охотятся на кого-нибудь или им хватает их скота? И перед убийством оленя из своего стало, они возводят почести? И веруют ли они в кого-нибудь?

    Максим Раскидко

    3 Фев 15 в

  2. Саамы охотятся и используют одомашненных оленей. Современные саамы мало чем отличаются от других жителей Норвегии.

    Евгений Голомолзин

    4 Фев 15 в

Оставить комментарий

Я не робот.