Евгений Голомолзин

Foto-travel.net

Гангутский прорыв

Участники Гангутской регаты

Участники Гангутской регаты

Нынешним летом отметили 300-летие победы российского флота в морском сражении со шведами у полуострова Гангут. В честь этого события организовали парусную регату, главным украшением которой стал учебный парусник «Мир» Государственного Университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

27 июля 1714 года у полуострова Гангут стояла безветренная погода. Это стало счастливым предзнаменованием победы, поскольку во время штиля петровский галерный гребной флот смог обойти стоявшие без движения большие шведские парусники, подойти к полуострову и достойно встретить эскадру противника. Бой назвали Гангутским сражением. Со стороны Швеции в нем участвовало около тысячи военных моряков, со стороны России – порядка 4 тысяч. Победа только зарождающегося российского военно-морского флота в этой битве стала первой на море и кардинально изменила баланс сил на Балтике в пользу России.

Чистота — залог здоровья

Идея проведения парусной регаты, посвященной юбилею Гангутского сражения, родилась в 2011 году в Турку, когда город получил переходящее звание «Культурная столица Европы». Тогда самым зрелищным событием стала «Культурная регата», на которую прибыло более трех десятков парусников и яхт, в том числе, российский красавец «Седов» — самый крупный в мире парусник традиционной постройки. Автором идеи Гангутской регаты стал Пекка Силваст – известный финский специалист в области военно-морской истории. Организатором регаты с финской стороны выступила Ассоциация парусной подготовки Финляндии (STAF).

Идея проведения летом 2014 года регаты учебных парусников и яхт, посвященной 300-летию Гангутской победы Петра Первого была активно поддержана в России – Морским советом при Правительстве Санкт–Петербурга, Государственным Университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Нахимовским военно–морским училищем, Ассоциацией крейсерско–гоночных яхт класса «Л-6» и яхтсменами Спортивного Клуба Армии Санкт–Петербурга. Организацией российской части Гангутской регаты и координацией участия российских парусников и яхт занимался яхтенный капитан Андрей Березкин, имеющий опыт организации и участия во многих регатах учебных парусных судов и яхт.

Яхтенная стоянка в Котке

Яхтенная стоянка в Котке

Обычно победителем регаты считается судно, первое пришедшее на финиш. На этот раз в дополнение к традиционной гоночной программе регаты во главу угла было решено поставить экологию, а сама юбилейная регата «Гангут – 2014» была включена в программу мероприятий «Года Финского залива», который проводится совместно Россией, Финляндией и Эстонией в 2014 году и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды в этом регионе. Судовой трафик Финского залива можно сравнить с движением на Невском проспекте. Акватория активно загрязняется. Поскольку парусные суда можно считать экологически чистыми, регата была призвана привлечь внимание к экологии Балтики, продемонстрировав, как можно свести до минимума загрязнение окружающей среды.

Победителей оценивали по двум параметрам – скорости и экологичности. При подсчете результатов принимались во внимание размер судна и количество экипажа, то есть замерялась оказываемая нагрузка на природу с точностью до одного человека. Экипажам пришлось вести на борту спартанский образ жизни, поскольку помимо экономии топлива, учитывался расход газа для приготовления пищи и количество бытовых отходов. Даже опустошение септического резервуара или туалета прямо в море вело к получению минусовых баллов. Призовая сумма «экологической регаты» составила 15 тыс. евро.

Этапы большого пути

Гангутская регата продолжалась почти целый месяц. Торжественное открытие состоялось 12 июля 2014 года у памятника Петру I в Кронштадте. Участники посетили недавно отреставрированный Морской собор. Потом была гонка по маршруту Кронштадт – Выборг и сразу по прибытию — соревнования «Паруса Выборга» в Выборгском заливе. Награждение прошло у памятника генерал-адмиралу Ф.Апраксину – герою Гангутского сражения.

Романтика!

Романтика!

Следующий этап завершился уже в Финляндии. Регату гостеприимно приняла финская Котка. Три дня местный порт напоминал эпицентр красочного фестиваля. На обширной территории морского музея «Велламо» установили множество торговых точек, летних кафе и ресторанов. Вечером звучала живая музыка, действовали танцплощадки. В местной церкви организовали органный концерт. Желающие могли отправиться на экскурсии по городу и окрестным островам, посетить памятные места и мемориалы, связанные с историей русского военно – морского флота. Вечером для экипажей организовывали вечеринки в ресторанах – лучший способ расслабиться после морского перехода и пообщаться с коллегами.

Центром всеобщего внимания был причал, где пришвартовалось более двух десятков российских, финских и эстонских яхт, а также парусник «Штандарт». Разноцветные флажки на мачтах были похожи на новогодние гирлянды. Без сомнений, это создавало праздничное настроение. Настоящий фурор вызвал приход в порт учебного парусника «Мир», который возвращался из длительного похода и принял участие в регате. Судно было открыто для доступа, и на борт потянулись вереницы гостей и жителей Котки – нечасто появляется возможность побывать на палубе настоящего действующего большого парусника.

Памятник погибшим морякам в Котке

Памятник погибшим морякам в Котке

Наиболее зрелищным событием стал «Парад парусов», приуроченный к старту очередного этапа гонки. Первым порт покинул «Мир», за ним последовали яхты. Говорят, что каждая финская семья имеет какое-либо водное транспортное средство. В это легко было поверить, когда всю поверхность залива усыпало множество моторных лодок, катеров, катамаранов и парусных яхт. Это жители Котки вышли в море, чтобы своими глазами увидеть, как будут поднимать паруса на «Мире». Прощание получилось очень душевным.

О море спрашивай у рыбака

Старая пословица утверждает – о море спрашивай у рыбака. Позиция стороннего наблюдателя не позволяет увидеть глубинной сути процесса, заметить подводные камни, понять движущие силы. Море – это неподвластная человеку стихия, с которой шутки плохи. Подготовка к морскому походу, управление парусом, даже элементарная организация быта в условиях похода требует специальных знаний и опыта. У человека, привыкшего ходить только по земле, хождение по воде вызывает множество вопросов, а управление парусным судном больше напоминает магию.

Юрий Яцук, капитан яхты «Альянс»

Юрий Яцук, капитан яхты «Альянс»

«Регата – это возможность совершить дальний поход, отработать технику управления судном, — поясняет Юрий Яцук, капитан яхты «Альянс», принадлежащей Государственному университету морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ). В наш экипаж входят преподаватели, аспиранты и студенты «Макаровки». Так что учебный процесс идет полным ходом прямо на борту. Есть молодые ребята, которые впервые совершают подобный поход. Переход Санкт-Петербург – Выборг – Котка прошел спокойно. Погода благоприятствовала. Хотя для моряка более полезен другой опыт – когда «шквальнет», нужно уметь взять рифы, поменять паруса, закрепить все по-штормовому. В море ты никогда точно не знаешь, что случится в ближайшем будущем. Не все это способны выдержать. Яхтинг – это хобби, но с профессиональном подходом».

Евгений Игнатьев, капитан другой «макаровской» яхты «Аргус», напор морской стихии неоднократно испытывал на себе – его лодка попадала в восьмибальный шторм. В 90-х годах экипаж ходил в дальний поход – побывали в Германии, Дании. Тогда было все – от полного штиля до приличного шторма. К сожалению, дальше Балтики этой яхте не пройти – мореходных качеств для этого не хватает. Но Балтийское море покорили практически все. В качестве разминок экипаж использует Чемпионат города по яхтенному спорту и «Парусную неделю».

Сергей Савельев с «Аргуса» дополняет Игнатьева: «Большая заслуга в сохранении яхтенного флота Университета принадлежит профессору Сергею Олеговичу Барышникову, ректору ГУМРФ. Создан Центр организации учебных практик. В чем достоинство яхты в учебном процессе? Поскольку на ней можно выходить в море на несколько дней, например, в выходные, за сезон количество курсантов, получивших подобную практику, оказывается довольно большим. В экипаж обычно входит два опытных яхтсмена, остальные имеют разный уровень подготовки. Если курсанты пройдут яхтенную школу, работа на супертяжелом танкере им покажется легкой прогулкой».

"Макаровцы"

«Макаровцы»

Ну, а что думают сами курсанты? Может, их заманивают в походы повышенной стипендией? Или грозят отобрать ее вовсе, если не согласятся? Может, летом лучше полежать где-нибудь на пляже в Турции, чем болтаться на волнах? «Нет, — смеются ребята, — поход на яхте это очень интересно и полезно для нас как будущих судоводителей. Яхта – это и отдых, и физкультура в одном флаконе. Ближе чем на яхте к морю никогда не будешь – на больших судах такого чувства не испытать. Трудно представить, как можно всю жизнь просидеть в офисе, когда есть возможность путешествовать по миру, познавать новые страны. Не стоит забывать и о том, что профессия моряка хорошо оплачивается».

Битва преображенских орлов со шведским слоном

Из Котки яхты-участники «Гангутской регаты» с парусником «Мир» во главе отправились в Ханко по методу «Cruise in company», когда каждое судно выбирает свой маршрут. Невозможно описать словами путешествие под парусами. Есть в таком способе перемещения и романтика, и шарм, и какая-то первобытная сила, способная обуздать и ветер, и море. Особенно живописно в море в вечерние время, когда белые паруса и волны окрашиваются багрянцем заходящего солнца.

Яхта "Былина"

Яхта «Былина»

У берегов финского полуострова Ханко развернулось действие грандиозной исторической реконструкции, посвященной 300-летию Гангутской битвы. Крупное сражение периода Северной войны окончилось первой в истории России морской победой русского флота. Шведским флагманом был фрегат «Элефант», а русский флот был представлен галерами, которыми командовал генерал-адмирал Федор Апраксин. В современной версии – в день 300-летия Гангутского сражения — шведский «Элефант» изображал российский парусник «Штандарт», который является исторической копией русского фрегата эпохи Петра I. В сражении было задействовано не менее полутора десятков гребно – парусных судов разного класса. Гребцами на многих из них были курсанты «Макаровки» и воспитанники Нахимовского военно – морского училища – члены экипажей парусника «Мир» и российских яхт, участвующих в Гангутской регате.

Зрители в ожидании сражения

Зрители в ожидании сражения

Битва началась с атаки галер на «шведские» парусники. Первая атака была отбита пушечными залпами. Галеры перегруппировались и ринулись в следующую атаку. Воздух над бухтой разрывали выстрелы пушек, кремниевых ружей и пистолетов. Во время очередной атаки одной из галер удалось приблизиться к «Элефанту» и взять его на абордаж. Над парусником был спущен шведский флаг и поднят российский андреевский стяг.

Фрегат "Штандарт" в роли шведского "Элефанта"

Фрегат «Штандарт» в роли шведского «Элефанта»

На следующий день состоялась церемония возложения венка к мемориалу, посвященного Гангутскому сражению. В этот же день начался следующий этап регаты, который завершился в городе Турку, где зародилась сама идея этого зрелищного мероприятия. На сцене, рядом с финским историческим парусником Suomen Joutsen («Лебедь Финляндии») и морским музеем «Форум Маринум», состоялось подведение итогов и вручение призов.

Победителями среди судов класса «А» стали российские парусники «Мир» (капитан Андрей Орлов) и «Шандарт» (капитан Владимир Мартусь). Корабли шли к финишу разными маршрутами. В своих классах во время морской гонки первой пересекла финишную линию финская шхуна «Helena», а шхерную гонку выиграла финская яхта «TMX». В классе «L-6» три первых места, соответственно, заняли российские яхты «Фея», «Арго» и «Дельта». Лучший результат среди яхт с молодежным экипажем показала яхта «Былина» (сборный экипаж ГУМРФ и Нахимовского ВМУ). В «Экологической регате» призы получили парусник «Штандарт» и яхта «Былина».


Написано:

Размещено в Новости

Теги: ,


Один ответ к статье 'Гангутский прорыв'

  1. Как же хорошо там было!

    Ольга

    26 Авг 15 в

Оставить комментарий

Я не робот.