Главное, чтобы костюмчик сидел
Когда говорят о медицине, обычно имеют в виду инструменты, лекарства, методы лечения. В тени остается врачебный костюм, который со временем менялся. Этот пробел призвана восполнить выставка медицинского костюма, которая открылась в музее «РетроФармаМед», что на Невском, 65.
Выставка медицинского костюма в музее «РетроФармаМед»
Меня всегда привлекал, пугал, интриговал костюм чумного доктора периода Средневековья. Зачем этот маскарад, к чему вороний клюв? На выставке я получил ответы на все вопросы. Чумной костюм был прообразом современного костюма биохимзащиты с противогазом!
В клюве находились душистые травы, через которые доктор дышал. Считалось, что они очищают воздух. На трость он не опирался, а при помощи нее дистанционно осматривал больного. Глаза защищали красные стекла. Врачи верили, что красный цвет убивает миазмы.
Экспозиция показывает, как менялась медицинская одежда в зависимости от уровня развития медицины и роли, которую играли врачи в обществе. Перед посетителями предстают образы шамана-целителя, знахарки-травницы, чумного доктора (или врачевателя чумы). Свой окончательный вид костюм чумного доктора приобрёл в 1619 году. Его создателем считают французского медика Шарля де Лорма. Он разработал защитную экипировку, которую изготавливали из вощёной кожи или грубого холста, целиком пропитанного воском. Помимо характерной «клювастой» маски она включала длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу.
Что касается образа врача XVII-XVIII веков, то он практически ничем не отличался от облика ученого, богослова или обычного зажиточного человека. Врачи одевались в дорогие мантии из благородных тканей, украшенные драгоценными камнями. Это позволяло подчеркнуть доходность и престиж профессии. Если врачи проводили серьезные хирургические операции, то надевали фартук и нарукавники. Позднее мантии уступили место сюртукам. Причём врачи предпочитали их не стирать: чем толще на сюртуке был слой засохшей крови, тем внушительнее считался статус врача.
Очевидно, что масок, шапочек и перчаток тогда не использовали. Важность спецодежды для защиты здоровья пациентов стали осознавать только во второй половине XIX века. До этого времени от одежды медика требовались лишь удобство и немаркость. Белый цвет был обязательным лишь в костюме сестёр милосердия. В Российской империи сёстры милосердия появились в 40-х годах XIX века. Сёстры носили особую форму. Как правило, она состояла из платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой косынки.
Всё изменилось в 1860 году, когда английский врач-гигиенист Джозеф Листер стал развивать теорию антисептиков и люди узнали об опасности микробов. С этого момента и начинается история белых медицинских халатов. Выбор белого цвета вполне прозрачен: с одной стороны, он позволяет увидеть малейшие загрязнения на ткани, а с другой – практика вываривать одежду и повязки в хлорном растворе не оставляла альтернатив: никакой иной цвет в таких условиях не удержался бы. К 1910-м годам белый халат прочно завоевал себе место в операционных (к тому времени там, правда, прижились и такие новинки, как хирургические перчатки и маски). Мало того, мода носить белое постепенно распространилась и среди врачей прочих специальностей.
«Все костюмы, которые можно увидеть на выставке, сшиты по меркам кукол ростом 60 см. В основном они представляют собой собирательные образы, созданные на основе изучения самых разных источников: картин, фотографий, литературных произведений, нормативно-правовых актов и других документов. Но есть среди экспонатов и реконструкции, выполненные по изображениям конкретных исторических личностей. Например, Николаса Тульпы, голландского хирурга и мэра Амстердама, а также Ивана Николаевича Пирогова – выдающегося русского хирурга и учёного изображали многие художники, о нём писали книги», – рассказывает научный сотрудник музея Маргарита Булатова.