Вена – Любляна — Вена
В заграничном путешествии трудности порой возникают на пустом месте. Для иностранца большой проблемой является общественный транспорт. Бывает непросто разобраться в тарифных зонах и времени действия билета. Как правило, билеты продают автоматы. С ними не посоветуешься, им не задашь вопросы.
Фрагменты из книги «Очепятки»
Вена не стала исключением. Мне требовалось доехать до Южного вокзала, откуда ходят поезда до Любляны – столицы Словении. Я спустился на станцию метро «Городской сад» и замер в раздумье перед автоматом. Ждать помощи было неоткуда. В раннее воскресное утро станция была пустынна.
Уловив мое замешательство, ко мне подрулил элегантный венский бомж – в очках, широкополой шляпе, с седовласой бородкой. На нем было длиннополое, слегка помятое, черное пальто.
— Ду ю спик инглишь? – поинтересовался он.
— Йес, — с удивлением ответил я. Подумать только, в Вене даже бомжи владеют иностранными языками!
Старичок спросил, на какое количество поездок и в каком направлении мне нужны билеты. Получив ответ, нажал волшебную комбинацию кнопок на автомате. На табло высветилась сумма.
— Понятно?
— Нет, — честно признался я.
Старичок повторил манипуляцию, и я успел запомнить последовательность нажатий. На табло снова высветилась сумма.
— Я предлагаю за эти же деньги купить билеты у меня, — предложил бомж и протянул картонные карточки.
Засомневавшись в их подлинности, я отказался от сделки. К тому же пользоваться автоматом я уже мог самостоятельно. Кстати, мои опасения, скорее всего, имели основание. Спустя несколько дней я снова повстречал моего знакомца возле метро, но уже без шляпы и с перебинтованной головой. А купленные в автомате билеты отличались от тех, которые предлагал хэлпер.
На вокзале возникла новая проблема. Сеть железных дорог в Европе чрезвычайно густая, поездов и маршрутов очень много. Поезда ходят с точностью до минуты. И стыковки во время пересадок тоже исчисляются минутами – одна, три, пять… Это выглядит непостижимо и пугающе: ну как можно пересесть на незнакомом вокзале с одного поезда на другой за три минуты!
Определившись с маршрутом, я отправился в кассу и попросил билет до Любляны и обратно. Рассчитавшись, получил билет, который меня озадачил – на нем отсутствовала дата, время и номер поезда. Был лишь указан маршрут «Вена – Любляна — Вена» и написано, что билет действителен в течение двух месяцев.
Я вернулся в кассу и поинтересовался, в порядке ли билет. Кассирша бодро ответила:
— Все в порядке! Вы можете отправиться по указанному маршруту в любой день, на любом поезде, выбрав любое место в вагоне. Это можно сделать в течение двух месяцев.
На этом проблемы не иссякли. Следовало сесть в вагон определенного класса – они отмечены цифрами «1» и «2». Иногда вагоны не имеют опознавательных знаков, а просто условно разделены на две части – первый и второй классы. Ошибка чревата штрафом.
Поскольку билет начинает действовать после компостирования, следовало выяснить, где это можно сделать. В одних странах на платформах стоят специальные автоматы, в других это делает контролер в поезде во время движения.
Наконец, разные вагоны поезда могут иметь разные маршруты! Их перецепляют по мере движения состава. Беда в том, что на вагонах словенского поезда не было никаких маршрутных табличек. Как не было пассажиров и служащих вокзала, у которых можно было проконсультироваться.
В ситуации полной неопределенности требовалось с первой попытки сесть в «правильный» вагон. В Вене я это сделал интуитивно и не ошибся. Позже выяснилось, что риск был велик — когда поезд пришел в Любляну, от длинного состава осталось только три вагона.
Обратный путь в Вену был не менее экстремальным. В Любляне я сел на скоростной поезд, похожий на ракету. Кондуктор проверил билет и заявил, что он действителен для обычного поезда, а за скорость требуется доплатить.
— Сколько?
— 7 евро.
Сумма пустячная, но после оплаты поезд замедлил ход. Потом стал подолгу стоять на небольших станциях. Чем дальше, тем меньше была скорость. Я начал волноваться, поскольку в приграничном с Австрией городке мне требовалось сделать пересадку, а стыковка составляла не более десяти минут! В случае опоздания до следующего поезда мне пришлось бы сидеть на вокзале около восьми часов и прибыть в Вену поздно ночью.
Вскоре стало ясно, что поезд окончательно выбился из графика. Так оно и случилось – опоздание составило более получаса. Пришлось смириться с тем, что придется провести долгое время в словенской глуши. Когда поезд остановился, я обреченно вышел на платформу и увидел кондуктора, который заставил меня доплатить за скорость.
— За что я доплатил?! Где скорость? Где мой поезд? – набросился я на него.
Тот похлопал меня по плечу, взял за руку и перевел на противоположную сторону платформы:
— Вот ваш поезд, он ждет вас!
Боже! Международный поезд, шедший из Хорватии в Австрию через Словению, полчаса ждал пассажиров опоздавшего поезда! Не веря глазам своим, я поднялся в вагон, нашел свое место, устроился. Но успокоился только тогда, когда кондуктор, проверив мой билет, сказал:
— Все в порядке. Счастливого пути!